Закон и права человека. Правовое государство и права человека.

Закон и права человека

Имеются два принципиально различных подхода к предназначению закона. В первом случае закон рассматривается в качестве государственного инструмента наведения порядка. На первый план выводятся интересы государства. При этом нет никаких гарантий, что этот интерес не будет сведен к интересу какого-либо правителя. Закон, принятый в такой системе координат, может освятить произвол государственной власти. Абсолютизируется воля законодателя, рассматриваемая в отрыве от социально-экономических, политических и правовых условий.

В данном случае право трактуется как нормы, порожденные и зависимые от государства, что с легкостью приводит к оправданию любых актов государственной власти, не связанных никакими соображениями гуманности, естественного права и справедливости, к поощрению произвола властвующих диктаторов, партий или группировок. Такое понимание права и закона долгое время навязывалось советскому обществу и, к сожалению, распространено до сих пор.

Во втором случае на первый план выводится общественная польза. Закон выступает в качестве регулятора отношений в обществе. Содержание законов обуславливается социально-экономическими, политическими, правовыми и другими реалиями. Законом становятся только те нормы, которые принимаются обществом и, может быть, уже давно существуют; теперь же им придается нормативная форма.

Смысл такого подхода к законам точно передал Дж. Локк, утверждая, что гражданские законы государств «лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться». «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе, — пишет Локк, — это – свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. В то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы»[1]. Таким образом, у Локка закон является выражением норм естественного права, ограничивающим свободы людей лишь в той мере, чтобы свободы одних не ущемляли свободы других, т.е. закон придает естественным правам рамки, делающими более комфортными общественные отношения.

Выводя право и закон из общественных отношений, можно заметить, что законы в таком случае нацелены в первую очередь на самореализацию человека, обеспечивают его права и свободы, помогают установить для этого оптимальные правовые, политические и т.д. условия развития. Понятно, что в реальности не всегда даже в странах развитой демократии удается выстроить все законодательство на таких основах. Но, в любом случае, законы выступают как внешняя оболочка правовой системы, соответствующая сложившейся в обществе социально-политической ситуации.

В современных демократических странах в качестве одного из критериев качества законов рассматривается то, насколько они способствуют обеспечению прав человека. Напротив, закон, делающий нормой нарушение прав человека, может рассматриваться как несправедливый закон. В такой системе координат может появиться понятие «преступный закон». Такое понятие абсурдно, если мы считаем законодателя источником права: принятый закон, став обязательной нормой, не может быть преступен; преступно лишь то, что противоречит закону. Однако, если для нас фундаментальной правовой нормой будут права человека, закон, который влечет за собой их грубое подавление, вполне может быть назван преступным. То же касается выполнения приказов, например, военными или сотрудниками спецслужб, нарушающих права человека. Выполнение таких приказов является преступлением и по нормам международного права и по российскому законодательству.

В середине ХХ века как преступные были охарактеризованы некоторые законы нацистской Германии, открывшие путь к геноциду и преступлениям против человечества. Несмотря на то, что формально-юридических ошибок в этих законах мы можем не обнаружить, они противоречили естественным правам человека и соответствующему им пониманию справедливости.

Таким образом, идея справедливости, гармоничная для естественных прав, не вступает в противоречие с правами человека. Хороший закон должен вобрать в себя эту гармонию.

Правовое государство и права человека

Правовое государство

Существуют разнообразные подходы к раскрытию сущности правового государства. Однако при всех различиях этих подходов определяющим ориентиром выступают неотъемлемые права и свободы личности. К признанию высшего приоритета прав человека привел многовековой поиск нормальных отношений между личностью и государством. Эту сложнейшую проблему решить чрезвычайно сложно, равно как невозможно решить ее раз и навсегда. Сложность обусловлена наличием объективных противоречий интересов личности и государства. Как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Подчинение интересов личности интересам государства или коллектива ведет к тому, что права человека просто перестают существовать. Диктат интересов индивида, в свою очередь, ведет к разрушению общества. Правовое государство призвано обеспечить баланс интересов.

На это еще в XVIII столетии обратил внимание выдающийся французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. В своей фундаментальной работе «О духе законов» он сформулировал вывод, что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Этот принцип лег в основу концепции правового государства.

Философское обоснование учения о правовом государстве связывают с именами Канта и Гегеля. По Канту верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Для Канта правовое государство должно соответствовать общей воле народа, гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Для Гегеля государство — воплощенное право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Государство, как система права, в диалектическом понимании Гегеля, становится царством реализованной свободы. Абсолютизацию государства Гегелем, поставившим его над личностью и обществом, критиковал К.Маркс. Он утверждал, что гражданское общество является «истинным очагом и ареной всей истории». Согласно его классовой теории общественного развития государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов. Заметим, что Гегель ратует за сильное правовое государство, не упуская из виду проблему свободы. В частности он предостерегает от попыток уравнительного распределения собственности. Гегель рассуждает об идеальном государстве, именно такое государство Гегель готов был обожествить. Но такого государства не было, поэтому, говоря о реальной жизни, Гегель ставит в центр внимания проблему распределения власти между «первым лицом» в государстве и народом, что и по сей день остается актуальным.

Концепция правового государства развивалась и дополнялась новыми и новыми представлениями, соответствующими уровню развития общества.

Признаками современного правового государства являются:

Ø приоритет прав человека по отношению к государству (правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их);

Ø разделение властей;

Ø построение государственной и общественной жизни на принципах права;

Ø взаимная ответственность личности и государства.

В правовом государстве права человека становятся противовесом всесилию государственной власти, обеспечивающий ее самоограничение. Последнее чрезвычайно важно, поскольку только государство может выступить гарантом правового обеспечения прав и свобод. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации. С другой стороны, характерно, что не только человек, но и власть обязывается действовать в соответствии с установленными правовыми нормами.

Государство и гражданин в рамках правового государства являются равноправными партнерами. Сама идея правового государства предполагает возможность спора между государством, с одной стороны, и человеком, с другой стороны. И не всегда в этом споре государство выходит победителем.

В истории еще не было идеального правового государства: чрезвычайно трудно найти оптимальный способ построения отношений индивида и государства. Но это не значит, что общество должно смириться с существующим порядком дел. Правовое государство раз и навсегда не формируется в один день или один год, это поэтапный процесс, который не ограничен временными рамками.

Верховенство права

В самом общем виде под правовым государством понимают систему, в которой праву подчиняется не только человек, но и государство. Напротив, если государство или его представители могут по своему произволу менять правовые нормы или исполнять их избирательно, то такое государство не будет правовым. Сам термин «правовое государство» не совсем верен, гораздо точнее английский термин «верховенство права (закона)» (rule of law).

Верховенство права означает создание такого государства, где человек может предусмотреть реакцию государства на его действия. Иными словами, четко определяются правила взаимодействия человека и государства. Если человек что-либо сделал, следствием поступка может быть только то, что предусмотрено в законе. И никто не в состоянии изменить этот установленный порядок.

Верховенство права совсем не то, что некоторые понимают под «диктатурой закона». Дело в том, что закон может быть неправовым, если его содержанием становится произвол государственной власти. Принцип верховенства права, напротив, устанавливает рамки, сдерживающие власть государства, обязывающие его вести себя в соответствии с рядом предписанных и публично оглашенных правил.

Принцип верховенства права означает следующее:

— все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с конституцией и законами страны;

— вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;

— существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;

— все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);

— существуют эффективные средства обжалования административных решений;

— человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;

— существует независимая судебная власть;

— имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и т.д.

Целью существования правовой системы, построенной на принципе верховенства права, являются предсказуемость и справедливость действий власти. Поэтому не случайно особое внимание уделяется строгому соблюдению процедур отправления права. Принцип верховенства права подразумевает ясность и доступность, построение правовых норм, на основаниях справедливости, беспристрастия и объективности, а также эффективную судебную защиту законных прав и интересов.

F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

Хрестоматия:

Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. С.26-32 (разделы «Законодательная техника в правовом государстве»).

Новицки М. Власть и единица (разделы «Правовое государство», «Суд — это третья власть»). // www.hro.org/ngo/discuss/marek

Кинг М.Л. Письмо из Бирмингемской тюрьмы (выдержки). См.: http://www.agitclub.ru/museum/action/king1963/king2.htm

Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С.173-196 (Глава VI «Права человека и правовое государство»).

Азаров А.Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С.38-41 (главы «Правовое государство», «Гражданское общество»).

Дополнительная литература:

Фиалова З. Гражданское общество и права человека. Варшава, 2005.

Интернет ресурсы:

Эбзеев Б.С. Правовое государство и права и свободы человека – См.: http://www.terralegis.org/terra/lek/lek_11.html

Пронин А.А. Проблемы прав человека. Лекция 3. // www.hro.org/editions/pronin_3/02.htm

Мосин О. В. Политико-правовые идеи и концепции правового государства – См.: http://zhurnal.lib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentypolitiko-prawowyeideiikoncepciiprawowogogosudarstwartf.shtml


[1] Локк Дж. Сочинения: В 3 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988. С.275.

Реклама
Галерея | Запись опубликована в рубрике Общие статьи, Различные виды прав с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.