Понятие «права человека». Фундаментальные основы концепции прав человека.

В ситуациях, когда мы пострадали от хулиганов и от милиционеров, мы, скорее всего, выберем разные алгоритмы отстаивания прав. Дело в том, что ситуации разные: в одном случае нарушители являются представителями власти, в другом случае – нет; в одном случае нарушители имеют должностные полномочия, в связи с чем обладают большими правами, чем мы, в другом случае у всех одинаковые права. Поэтому при взаимодействии с представителями власти нам нужны дополнительные права, которые определенным образом уравновесят должностные полномочия официальных лиц.

Почему нам это нужно?

Предлагаю задуматься над этим, прочитав отрывок из лекции Марека Новицкого «Власть и единица».

К нам часто приходят журналисты и говорят: «Вроде есть уже демократия, в чем же заключается ваша работа? Зачем нужны права человека?» Они понимают, что демократия — это когда управляет большинство. Это чистое заблуждение. Это уже было когда-то, и результатом этого было то, что большинство забывает о проблемах отдельных людей — меньшинств. Появлялись очень серьезные проблемы с защитой отдельных людей.

Это не так, что депутат в Думе может поднять руку и сказать, что завтра мы вешаем всех цыган или выгоняем татар из Крыма, или что мы возьмем машины у людей, у которых есть машины, и землю у тех, у кого есть земля. Эта власть не такая большая, власть ограниченная. Состав прав и свобод отдельных лиц — это как раз то, что ограничивает власть большинства.

Задумаемся: если избранные большинством народа представители будут решать какой-либо вопрос, в чьих интересах они его решат? Очевидно, в интересах большинства.

Любой человек может в какой-то ситуации стать меньшинством или даже остаться один в окружении других. Это было и будет всегда, потому что мы – разные: мужчины и женщины, взрослые и дети, военные и гражданские, здоровые и больные, малые и большие народы и т.д. Представители меньшинства всегда нуждаются в особой защите от власти, которая олицетворяет большинство. Эту особую защиту обеспечивают права человека.

Можно сказать, что права человека – это нормы, которые защищают отдельного человека от чрезмерного давления представителей власти. Это нормы, которые распространяются только на «вертикальные» отношения: человек-власть. Это очень узкая сфера взаимоотношений. Любые другие взаимоотношения не регулируются нормами прав человека; для этого есть другие регуляторы: право, мораль и т.д. Представитель власти в этих взаимоотношениях не защищен правами человека, несмотря на то, что он человек. Он защищен другими нормами; более того, нормы права дают ему большие «вес».

К общепризнанным правам и свободам человека обычно относят право на жизнь, свободу от пыток, от произвольного лишения свободы, право на справедливый суд, свободу от вторжения в личную жизнь, свободы мысли, слова, собраний, религии, прессы, передвижения, право на участие в управлении государством, право на охрану здоровья, на образование и некоторые другие. О классификации прав человека и о конкретных правах будет говориться в последующих темах.

Права и свободы человека имеют следующие свойства.

1. Права и свободы человека неотчуждаемы – человека нельзя произвольно лишить этих прав. Это очевидно: поскольку права человека не являются подарком государства своим гражданам, оно не может их взять обратно. Это не означает отсутствие ограничений прав человека (о них речь пойдет в теме 5). Возможна ситуация, когда власть ущемляет права человека; но это также не означает, что она их отняла.

2. Права и свободы человека имеют всеобщий характер – они принадлежат всем людям, независимо от пола, расы, национальности, языка, гражданства, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Они действуют в любой точке планеты и во всех ситуациях.

3. Права и свободы человека универсальны – они одинаковы для всех людей. Это одни и те же права и свободы для всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит. Не может быть каких-либо разных прав человека для людей из разных стран или разделяющих разные религиозные убеждения.

К фундаментальным морально-философским основаниям прав человека относятся человеческое достоинство, свобода, равенство, справедливость.

Понятие «человеческое достоинство» в контексте прав человека отличается от понятий «личное достоинство» и «собственное достоинство». Личное достоинство – есть нравственная оценка человека, его значимости обществом; это право на уважение других, которое человек зарабатывает в течение всей жизни. Собственное достоинство – есть самооценка человеком собственной значимости, независимо от мнения окружающих.

Человеческое достоинство — это признание обществом ценности и неповторимости каждого конкретного человека, как части человеческого сообщества. Человек признается абсолютной ценностью в разных мировоззренческих парадигмах: для верующих она в том, что человек несет частицу Бога, для атеистов человек – уникальное биосоциальное существо и т.д. Эту парадигму можно сформулировать так: «Как бы общество ни оценивало данного человека и как бы сам он ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества»[1]. Говоря словами И.Канта, личность не должна быть орудием осуществления чьих-либо планов[2].

Таким образом, человеческим достоинством человек обладает только потому, что он человек, вне зависимости от своих мыслей, добрых или недобрых поступков. Человеческим достоинством в равной мере обладают и спасший множество жизней врач, и ничем еще себя не проявивший новорожденный ребенок, и презираемый обществом маньяк-убийца. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», — записано во Всеобщей декларации прав человека (ст.1).

Другой важнейшей ценностью прав человека является свобода. Понятие «свобода» многозначно. Часто свобода понимается как воля, то есть возможность действовать не взирая ни на что. В рамках рассматриваемой концепции прав человека свобода означает субъективную возможность личности совершать или не совершать какие-либо действия. При этом свобода связана с ответственностью субъекта за свои деяния, с моральной обязанностью воздерживаться от действий, нарушающих права и свободы других людей.

Еще одна важнейшая ценность прав человека —  равенство. Существует множество различных толкований равенства: от абсолютизации неравенства («равенства никогда не было и не стоит к нему стремиться») до абсолютизации равенства («сделать все как у всех»). Возможно понимание равенства как равенства возможностей добиться успеха в обществе при свободной конкуренции. Для рассматриваемой концепции прав человека ближе трактовка равенства как равенства перед законом, как запрета дискриминации.

Запрет дискриминации означает запрет необоснованно разделять людей. Запрет на вождение автомобиля слепому не будет дискриминацией. Принцип равенства означает, что с равными надо обходиться равным образом, с неравными – неравным. Законы должны действовать таким образом, чтобы и суды и представители других ветвей власти относились одинаково ко всем людям.

Одной из фундаментальных основ прав человека, собственно, как и права в широком смысле слова, является идея справедливости. В общественном сознании понятия права и справедливости связаны. Не случайно это нашло отражение и в языке. В латинском языке юстиция (justitia) – справедливость; в русском – мы легко заметим в этих словах общие истоки (права, справедливость).

Понимание справедливости может быть неоднозначным и даже полярным для людей, имеющих разные интересы. Римский император Юстиниану назвал справедливость постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам. Дж. Роулс формулирует два принципа понимания справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем». (Дж. Роулс «Теория справедливости» (стр.66)).

Справедливость – важная для реализации прав человека ценность. Если мы исходим из системы ценностей, в центре которых человек, то все, ущемляющее права и свободы человека, не будет справедливым.

Таким образом, можно вывести следующее определение прав человека.

Права человека — это комплекс морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.

F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

Хрестоматия:

Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. С.22-25, 37-42 (разделы «Частное право и публичное право», «Значение основных прав и свобод»).

Новицки М. Власть и единица (разделы «Введение», «Что такое права и свободы?», «Об основных понятиях теории прав человека», «Отношения «человек-власть»: три типа мышления», «Свобода и равенство: три точки зрения», «Равенство как запрет дискриминации», «Что же такое «свобода»?»). // www.hro.org/ngo/discuss/marek

Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С.1-11 (раздел «Введение. Предмет и задачи теории прав человека»).

Азаров А.Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С.10-11, 14-19, 22-26 (главы «Моральные нормы и нормы права», «Достоинство человека», «Неотчуждаемость/неотъемлемость прав человека», «Всеобщность, универсальность», «Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность», «Права человека. Свободы человека. Сходство и отличие понятий», «Права человека: объективный и субъективный смыслы»).

Дополнительная литература:

Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс. М., 2002. С.6-75. (Глава 1 «Общее понятие прав человека»; глава 2 «Мировоззренческая основа прав человека»).

Интернет-ресурсы:

Пронин А.А. Проблемы прав человека. Лекция 1. // www.hro.org/editions/pronin_1/01.htm


[1] Базылев В. Н., Бельчиков Ю. А., Леонтьев А. А., Сорокин Ю. А. Понятия чести, достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997. С. 11.

[2] Кант И. Критика практического разума — http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_pr/01.php.

Реклама
Галерея | Запись опубликована в рубрике Различные виды прав, Uncategorized с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.